Займ от учредителя – распространенный способ финансирования бизнеса, особенно на этапе становления или при временных финансовых трудностях. Рассмотрим порядок оформления такого займа и его отражения в учете.

Содержание

Порядок внесения займа учредителя

  1. Заключение договора займа – основной документ, регулирующий отношения между компанией и учредителем.
  2. Фактическое предоставление денежных средств – передача денег на расчетный счет или в кассу предприятия.
  3. Оформление первичных документов – подтверждающих получение займа.
  4. Отражение в бухгалтерском учете – правильное проведение операции.

Оформление договора займа

Договор займа должен содержать следующие существенные условия:

  • Сумму займа
  • Срок возврата
  • Процентную ставку (или указание на беспроцентный характер)
  • Порядок возврата
  • Ответственность сторон

Первичные документы

Способ передачи средствДокументы
Безналичный переводПлатежное поручение, выписка банка
Наличными через кассуПриходный кассовый ордер, квитанция

Бухгалтерский учет займа

Для компании-заемщика:

  • Дт 51 (50) Кт 66 (67) - получение займа
  • Дт 91.2 Кт 66 (67) - начисление процентов
  • Дт 66 (67) Кт 51 (50) - возврат займа и процентов

Для учредителя-займодавца (если ИП или физлицо):

  • Доходы от процентов облагаются НДФЛ
  • Необходимо подавать декларацию 3-НДФЛ

Налоговые последствия

  • Беспроцентный займ может рассматриваться как безвозмездная помощь
  • Процентный займ создает налоговые обязательства у займодавца
  • Проценты по займу могут учитываться в расходах компании

Важные нюансы

  • Займ от учредителя-физлица свыше 600 000 руб. требует уведомления Росфинмониторинга
  • При беспроцентном займе возможна налоговая переквалификация
  • Рекомендуется устанавливать рыночную процентную ставку

Правильное оформление займа учредителя поможет избежать претензий со стороны налоговых органов и проблем с бухгалтерским учетом.

Другие статьи

Как вывести аркан в плюс и прочее